Энергетика и окружающая среда
Энергетика и окружающая среда
Страница 2

Нет основания ожидать, что темпы производства и потребления энергии в ближайшей перспективе существенно изменятся (неко­торое замедление их в промышленно развитых странах компенси­руется ростом энерговооруженности стран третьего мира), поэто­му важно получить ответы на следующие вопросы:

- какое влияние на биосферу и отдельные ее элементы оказыва­ют основные виды современной (тепловой, водной, атомной) энер­гетики и как будет изменяться соотношение этих видов в энергети­ческом балансе в ближайшей и отдаленной перспективе;

- можно ли уменьшить отрицательное воздействие на среду со­временных (традиционных) методов получения и использования энергии;

- каковы возможности производства энергии за счет альтерна­тивных (нетрадиционных) ресурсов, таких как энергия солнца, вет­ра, термальных вод и других источников, которые относятся к не­исчерпаемым и экологически чистым.

В настоящее время энергетические потребности обеспечиваются в основном за счет трех видов энергоресурсов: органического топ­лива, воды и атомного ядра. Энергия воды и атомная энергия ис­пользуются человеком после превращения ее в электрическую

энер­гию. В то же время значительное количество энергии, заключенной в органическом топливе, используется в виде тепловой и только часть ее превращается в электрическую. Однако и в том и в дру­гом случае высвобождение энергии из органического топлива свя­зано с его сжиганием, а, следовательно, и с поступлением продук­тов горения в окружающую среду. Познакомимся с основными экологическими последстви­ями современных способов получения и использования энергии.

1.1. Экологические проблемы тепловой энергетики

За счет сжигания топлива (включая дрова и другие биоре­сурсы) в настоящее время производится около 90% энергии. Доля тепловых источников уменьшается до 80-85% в произ­водстве электроэнергии. При этом в промышленно развитых странах нефть и нефтепродукты используются в основном для обеспечения нужд транспорта. Например, в США (данные на 1995 г.) нефть в общем энергобалансе страны составляла 44%, а в получении электроэнергии -только 3%. Для угля характер­на противоположная закономерность: при 22% в общем энерго­балансе он является основным в получении электроэнергии (52%). В Китае доля угля в получении электроэнергии близка к 75%, в то же время в России преобладающим источником по­лучения электроэнергии является природный газ (около 40%), а на долю угля приходится только 18% получаемой энергии, доля нефти не превышает 10%.

В мировом масштабе гидроресурсы обеспечивают получение около 5-6% электроэнергии (в России 20,5%), атомная энергетика дает 17-18% электроэнергии. В России ее доля близка к 12%, а в ряде стран она является преобладающей в энергетическом балан­се (Франция - 74%, Бельгия -61%, Швеция - 45%).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ДЕЛИКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (внедоговорная) , в гражданском праве ответственность, возникающая в связи с причинением имущественного вреда одним лицом другому в результате гражданского правонарушения (деликта).

ЭСХИЛ (ок . 525-456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, "отец трагедии". Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой "меры". Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия "Орестея"; "Семеро против Фив"). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей ("Прикованный Прометей"), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович (1881-1948) , российский живописец и график. Представитель ОСТ. Лапидарные по композиции, выразительные натюрморты ("Селедка", 1917-19), портреты ("Аниська", 1926).