Экологическая этика Экологическая этикаСтраница 10
Этика экологического гуманизма — этика ахимсы, распространенная на весь мир. Экологический гуманизм требует изменения отношения к природе (защита животных, охрана среды от загрязнения и т. д.), к людям (сохранение культурного и индивидуального разнообразия), к Универсуму. Экологический гуманизм соединяет отношение к человеку и животным, преодолевая тот парадокс, что люди могут бороться за права животных и не обращать внимания на насилие над людьми. Права животных и людей в нем одинаково священны.
Экологический гуманизм основан на принципе гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого. «Попытка установить общезначимые ценностные различия между живыми существами восходит к стремлению судить о них в зависимости от того, кажутся ли они нам стоящими ближе к человеку или дальше, что, конечно, является субъективным критерием. Ибо кто из нас знает, какое значение имеет другое живое существо само по себе и в мировом целом».
В практическом плане экологический гуманизм включает в себя соответствующее поведение и даже питание, т. е. ненасилие и вегетарианство, которые вытекают из принципа ахимсы и заповеди защиты коровы в индуизме.
Если мы хотим преодолеть экологический кризис, нужно учиться ненасильственному взаимодействию с природой и отказу от желания покорить ее. Жизнь невозможна без насилия, но не желать его и стремиться уменьшить в нашей власти. Говорящим, что от нашего поведения ничего не зависит, можно возразить, что мы должны поступать в предположении, что личное действие все-таки имеет смысл и значение.
Чтобы освободиться от власти природы, человек прибегал к насилию. Теперь он свободен (скорее, думает так), а природа побеждена, и дальнейшее насилие опасно. Люди начинают понимать, что насилие над природой обращается против них самих. А гуманность по отношению к природе будет еще одним аргументом в обосновании необходимости отказа от насилия в межличностных отношениях.
Почему с экологической точки зрения нужно быть гуманным? Сохранение существующего разнообразия сохраняет мир, и не только материальный, который тем более устойчив, чем более разнообразен, но и душу человека, как подтверждает современная психология в лице Фромма. Добавим к этому аргумент кармы, который в христианстве интерпретируется как наказание за грехи. Отказываясь от насилия, мы спасаем природу и наши души.
Обоснование ненасилия в отношении к природе аналогично тому, которое приводил Толстой в отношении людей. Мы не знаем общечеловеческой истины, поэтому до тех пор, пока она не будет найдена, мы не должны применять насилие к людям. В отношении природы можно сказать: нам не известна абсолютная истина, поэтому до ее обнаружения мы не должны применять насилие по отношению к природе.
Ситуация в экологической области имеет свою специфику. Человек должен регулировать силы природы, как того требовал Н. Ф. Федоров, но любовью, а не насилием, как делает сейчас. Понятие любви к природе, которое противостоит стремлению к господству над ней, остается важным, несмотря на использование научной терминологии «регулирования», «оптимизации» и т. п.
Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не вести к кризису, потому что материальные потребности, как уже подчеркивалось, в принципе могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Экологический гуманизм позволяет ослабить антагонизм данного противоречия.
ЛАТИМЕРИЯ , рыба отряда целакантообразных группы кистеперых. "Живое ископаемое", возможно, самый древний из всех видов, ныне обитающих на Земле. Длина до 1,8 м, весит до 95 кг. Живородящая. Очень редка, впервые обнаружена в Индийском ок. у побережья Южноафриканской республики (у Ист-Лондона), а затем в 1952 у Коморских о-вов, где позднее было поймано еще ок. 100 особей; в 1992 латимерию выловили также у побережья Мозамбика. Коморские о-ва объявили латимерию государственным достоянием.
ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ СЕЙМ , Речи Посполитой в 1788-92. Провел реформы государственного строя, принял Третьего мая 1791 конституцию. Акты Четырехлетнего сейма отменены после 2-го раздела (1793) Речи Посполитой.
ПРАЖСКИЙ ГРАД , историческое ядро Праги, резиденция чешских правителей и архиепископов. Основан в 9 в. Остатки каменных укреплений (12-15 вв.), романская базилика св. Йиржи (12-18 вв.), готический собор св. Вита на месте храма-ротонды 10 в. (14-20 вв.; хор - 1344-99, Матвей из Арраса, П. Парлер; южная башня, 1386-1563), королевский дворец (12-18 вв.) с позднеготическим "Владиславским" залом (кон. 15 в., Б. Рейт). В зданиях Пражского Града богатые историко-художественные коллекции, резиденция президента Чехии.