Экология. Предмет и методы Экология. Предмет и методыСтраница 7
Методы экологических исследований.
Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования.
Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.
Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими. Однако между ними имеется принципиальная разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов. Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.
Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.
Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.
ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ , в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге (Аларчинские) и в Москве (Лубянские) в 1869. Наиболее известны курсы профессора В. И. Герье в Москве (основаны в 1872) и Бестужевские в Санкт-Петербурге (1878; названы по имени их официального руководителя историка К. Н. Бестужева-Рюмина).
ИЛИЕСКУ (Iliescu) Ион (р . 1930), президент Румынии в 1991-96. После восстания в декабре 1989, свергнувшего режим Н. Чаушеску, стал председателем Совета Фронта национального спасения, который взял на себя всю полноту власти в стране.
ГРУЗИНЫ (самоназвание - картвели) , народ, основное население Грузии (3787 тыс. человек). В Российской Федерации 130,7 тыс. человек (1992). Общая численность 4,14 млн. человек. Этнографические группы: аджарцы, гурийцы, имеретины, картлийцы, кахетины, хевсуры, мегрелы, сваны, джавахи и др. Язык грузинский. Верующие в основном православные.