Экология Туймазинского района Республики Башкортостан
Экология Туймазинского района Республики Башкортостан
Страница 3

В XVII—XVIII вв. к башкирам-вотчинникам кыр-еланского рода стали подселяться тептяри из башкир и татар. Так, в д.еревне Япрык в 1742 г. её житель Юлуш Япрыков припускал башкир-припущенников Байлярской волости Мензелинского уезда. Кыр-еланцы в 1739 г. составили договорную запись о припуске в д. Байракатуба тептярей из башкир Тамьянской волости, жители деревни Карамалы-Валит (Гафур) припускали на свои вотчинные владения тептярей из башкир д.Мусино Юрматинской волости (ныне Мелеузовский район). Припущенниками-башкирами в 1723 г. была основана д.Нуркей. Договорная запись подписана Нуркеем Заитовым. Жители д. Верхние Бишинды в 1755 г. уступили часть своих вотчинных земель башкирам-припущенникам из Айлинской волости Троицкого уезда и Енейской волости Мензелинского уезда. Припущенниками-башкирами была основана д.Нижние Бишинды. Башкиры д.Тугызлы Айлинской волости в 1780—1786 гг.основали д.Балтай. В 1760 г. бишиндинцы припустили еще одну группу тептярей из башкир, которые основали д.Каран-Бишинды. Башкирами-припущенниками была основана (до 1755 г.) д.Карамалы-Губей. Тамьянские башкиры Бузулукского уезда в 1736 г. основали д. Татар-Улкан. На вотчинных землях кыр-еланцев в разное время засели башкиры-припущенники из западных и юго-западных племен и основали деревни Тукай (1765 г.), Аднагул (1783 г.), Верхний Сардык (1759 г.), Нижний Сардык (1713 г.), Агиртамак (1701 г.), Райман (1784 г.), Старые Кандры (1716 г.). На вотчинных землях канлинских башкир припущенники основали д.Ермухамет (1738 г.), Бикмет (1760 г.), Туктагул (1752 г.), Метевтамак (1714 г.), Ермунча, Бишкурай. Известны имена основателей некоторых деревень: Райман Рахманкулов (д. Райман), Аднагул (д. Аднагул), Субхангул (д. Субханкул), Арсланбек (Старый Арсланбек), Нуркей Заитов (д. Нуркей), Тюменяк Кудайметев и его сыновья Баязит, Бикташ и Давлет (д. Тюменяк), Усман Бардыбаев и Кулай Тенкеев (д. Максют), Япрык и его сын Юлуш (д. Япрык). Ряд деревень возник в результате переселения нескольких семей из старых деревень на новые места. Так, выходцы из д. Аднагул еще в XVII в. основали д.Субханкул, а выходцы из Субханкула в 1816 г. — д.Зигитяк. Переселенцы из д.Старый Арсланбек в 1905—1919 гг. основали Новый Арсланбек. В 1920 г. выходцы из Верхних Бишиндов основали д. Новые Бишинды. Вслед за тептярами из башкир западных и юго-западных племен на вотчинные земли стали заселяться нерусские народы Среднего Поволжья, преимущественно ясачные тептяри, чуваши, марийцы, служилые татары. Характерно, что тептяри из татар и других нерусских пришлых народов заселялись в башкирских деревнях, не основывая своих населенных пунктов. Совместное проживание способствовало их взаимной интеграции. Тептяри из татар вместе с башкирами несли пограничную службу, платили ясак, постепенно приобретали вотчинные права владения землей. Припущенники были заинтересованы в приобретении прав вотчинных владельцев и привилегий служилого сословия башкир. Поэтому они охотно принимали себе сословное положение башкир. Политика царского правительства по отношению к башкирам, мишарям и тептярам как единому военно-служилому сословию способствовала реализации этих стремлений. Материалы переписей конца XIX — начала XX вв. подтверждают факты полного слияния пришлых народов с башкирами. Однако постоянный поток пришлого татарского населения привел к численному превосходству последнего над коренными жителями района, что обуславливало деформацию башкирского языка, формирование его западного диалекта, близкого к татарскому языку. Смешанный брак, обучение детей на татарском языке, усилие мусульманского духовенства и особенно вульгарно-насильственная национальная политика в годы советской власти привели к тому, что значительная часть одной из самых сильных и многочисленных групп башкир теряла свое национальное самосознание и стала считать себя татарами. Из 112 сельских населенных пунктов Туймазинского района лишь 11 по переписи 1989 г. отмечены башкирскими. 17 деревень, основанных вотчинниками и башкирами-припущенниками в XVII—XVIII вв., по последней переписи «превращены» в татарские. К ним относятся села Бишкурай и Ермунча Бишкураевского сельсовета, села Ильчимбет и Япрык, д.Максют и Байракатуба Ильчимбетовского сельсовета, Карамалы-Губей, Тукай, Карамалы-Губеевского сельсовета, Карат Каратовского сельсовета, Старые Кандры Старокандринского сельсовета, Зигитяк и Субханкул Субханкуловского сельсовета, Киска-Елга и Татар-Улкан Татар-Улкановского сельсовета, Агиртамак и Райман (Кинзекеево) Тюменякского сельсовета. Татарскими оказались д.Атык, Тирян-Елга, Новый Арсланбек и Таш-Кичу, основанные башкирами в начале XX века. 21 башкирское село и деревни, основанные вотчинными и припущенными башкирами в XVII—XVIII вв., по переписи 1989 г. отмечены башкирско-татарскими: Булат (Букай), Туктагул, Каран-Бишинды, Нижние Бишинды, Гафур, Аблай, Исмаил, Какрыбаш, Тукмак-Каран, Балтай, Метевтамак, Уязы-Тамак, Старый Арсланбек, Кандры-Кутуй, Кандрыкуль, Старые Туймазы, Нуркей, Субханкул, Аднагул, Верхний Сардык, Нижний Сардык. Еще 12 башкирских деревень, основанных в начале XX века, по последней переписи волей чиновников-переписчиков стали башкиро-татарскими. Среди них д. Имангулово, Куюк-Тамак, Липовый Ключ, Мулла-Камыш, Новые Бишинды, Самсык, Бахчисарай, Кандры-Тюмекей, Каран-Елга, Каин-Елга, Карамалы-Тамак (Тимер), Мустафа (Бикташ). Основная масса деревень, испытавших на себе национально-политическую метаморфозу, приходится на долю Бишкураевского, Верхнебишиндинского, Ильчимбетовского, Какрыбашевского, Карамалы-Губеевского, Старокандринского, Субханкуловского, Татар-Улкановского и Тюменякского сельсоветов. В результате такой переписи в Туймазинском районе коренное население потеряло более 7 тыс. человек в деревнях, превращенных в татарские, и 9,5 тыс. в башкиро-татарских деревнях. По итогам переписи 1989 г., по данным местного статистического управления, в сельской местности района проживает 9588 башкир, что составляет 31,2% населения. В то же время татар 41613 чел. (47,1%), русских 2411 чел. (7,8%), другие народы —1538 чел. (4,8%). Идет процесс искусственной ассимиляции башкирского населения г.Туймазы. По данным местного статуправления, в г.Туймазы проживают 12748 башкир, или 14,4% населения. По материалам Башстатуправления, численность башкир г.Туймазы составляет 7700 человек. Разница составляет 5048 человек. Вот такова невеселая этнодемографическая картина Туймазинского района по данным переписи 1989 года. Однако заметный подъем национального самосознания народов республики в последнем десятилетии позволяет надеяться, что гордые потомки кыр-еланских и канлинских башкир не дадут чиновникам обмануть себя во время ожидаемой переписи осенью 2002 года. Тем более, им есть чем гордиться. Из их среды вышли замечательные люди. Среди тех, кто прославил район своими ратными и трудовыми подвигами, есть представители башкирского народа. Это генерал-лейтенант К.С.Галеев из Верхних Бишиндов, Герои Социалистического Труда Р.М.Гайфуллина из Кандры-Кутуя, Х.А.Султанов из рабочего поселка Кандры, Р.Г.Аюпов из рабочего поселка Сурханкулово, из научной и творческой интеллигенции — профессора, доктора наук С.Г.Самигуллин из д. Кармалка (эта деревня уже не существует) и А.М. Гареев из Сайрана, поэт-сатирик Тимер Арслан из Какрыбаша, поэт-композитор А.С.Даутов из Ермухамета, драматург А.М.Мирзагитов из Бикмета и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ЦЕЗАРЬ , в Древнем Риме титул императоров.

САДЫКОВ Тургунбай (р . 1935), киргизский скульптор-монументалист, народный художник СССР (1986), действительный член АХ СССР (1988), Герой Социалистического Труда (1991). Монументы в г. Бишкеке: Дружбы (1974, совместно с др.), "Борцам революции" (1978; Ленинская премия, 1980), "Манас" (1981).

ЖАННА Д'АРК (Jeanne d'Arc) (6 января 1412 (?) Домреми - 30 мая 1431 , Руан), народная героиня Франции. Видения Жанна родилась в крестьянской семье. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева ее спасет". Около 1424 Жанну стали посещать видения: ей являлись св. Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. Миссия Жанны 6 марта 1429 Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее "голоса" сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. В народном сознании один только совершенный там акт миропомазания делал монарха законным государем. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан. Ко времени прибытия ее в этот город (29 апреля 1429) молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью - зимой 1429 и весной 1430 Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 попала в плен к англичанам. Суд и смерть Ее перевезли в Руан, и 9 января 1431 она предстала перед судом инквизиции. Ее обвинили в колдовстве и ереси: подчиненные англичанам церковники исходили из того, что тем самым нанесут ущерб Карлу VII, ибо в этом случае он окажется коронованным еретичкой и ведьмой. Жанна защищалась с редким мужеством и находчивостью, но 2 мая 1431 ей было предъявлено обвинение в колдовстве (обвинения в ереси отпали) и было предложено отречься от веры в "голоса" и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берет отречение обратно и сожалеет о нем. Два дня спустя ее заживо сожгли на рыночной площади Руана. В 1455-1456 в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 она была причислена католической церковью к лику святых.

Как настроить газовыи котел балтур baltur.com.ru.