Экология в современной литературе Экология в современной литературеСтраница 8
Выяснив свой хронотип, необходимо так планировать дневной график, чтобы с высшей интенсивностью трудиться именно в такие часы "пик". И, наоборот, избегать "насиловать" свой организм мощными физическими или интеллектуальными нагрузками в тот период суток, когда главные показатели: пульс, температура – понижаются до минимума. Как правило, у "сов" эта пора наименьшей работоспособности падает на 7-10 часов утра, у "жаворонков" она приходится на 7 часов вечера. В такое время организм функционирует в режиме отдыха, совершенно не готов к затрате сил. Ничего, кроме переутомления, работа в эти часы не дает. Соблюдение биоритмов – одно из способов сохранить свое здоровье. Большое значение биоритмологическое тестирование приобретает с переходом промышленности на многослойный режим работы. Оптимальное, с учетом биоритмических особенностей распределение по сменам, а также всемерное использование прогрессивных форм регламентации труда, в том числе гибких графиков, позволит поднять уровень производительности труда и положительно скажется не только на профессиональном, но и на общем долголетии работающих. [1]
Кстати, румынские ученые, проанализировав
биоритмологический аспект феномена долгожительства, пришли к выводу о его непосредственной связи с сохранностью циркадианных ритмов долгожителей: мало кто из них был задействован на работе по скользящему графику или часто летал через часовые пояса.
Биоритмологической проблемой по своей сути является изучение и практическое использование закономерностей, присущих флуктуациям внимания человека в процессе непрерывной работы. При изучении этих флуктуаций обозначилась роль околочасовых ритмов. Эти ритмы усиливаются при утомлении, в монотонии. Если наблюдать за собой и своими попутчиками в дальней дороге, то можно отметить приступы сонливости, повторяющиеся примерно через полтора часа. Так, во время трехчасовой поездки в электричке от Москвы до Рязани наступает не менее двух таких дремотных пауз. В оживленном разговоре вдруг происходит снижение речевой активности одного из собеседников. На 5-10 минут он превращается в интроверта (замкнутого, малообщительного человека), его одолевает задумчивость, а то и наплывы грез. Но вот он опять оживляется, включается в диалог с прежней энергией, – начался новый околополуторачасовой цикл активности.
Ритм с периодом около 90 минут зарегистрирован не только для поведенческих реакций, но и для функциональных показателей организма. Он соответствует периодичности смены фаз ночного сна (как известно, сновидения приходят к нам через 90-100 минут). В этом же ритме активизируется моторика желудка.
А что такое "академический час" определяющий продолжительность школьного урока от звонка до звонка? Не одно поколение учащиеся было охвачено этими датчиками времени. Такая продолжительность умственных занятий ведет свое происхождение от средневековых европейских университетов, когда эмпирически было нащупано именно это, удобное для человека, чередование концентрированного и расслабленного внимания. Оказывается, полпериода одного из ведущих биоритмов – полуторачасового – на редкость благоприятны для регламентации интеллектуальной и оперативной работы.
ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владимирович (1867-1959) , российский архитектор, теоретик, заслуженный деятель науки и искусства России (1932). Один из авторов плана реконструкции Москвы (1918-23). Использовал формы классической архитектуры: здание Госбанка (1927-29), жилые дома на Манежной пл. (ныне Интурист; 1933-34), на Ленинском проспекте (1949), на Смоленской пл. (1950), на проспекте Мира (1957), ипподром (1951-55) - в Москве. Государственная премия СССР (1950).
МУР Джордж Эдуард (1873-1958) , английский философ, дал обоснование неореализма ("Опровержение идеализма", 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма.
ФЛИЕР Яков Владимирович (1912-77) , пианист, народный артист СССР (1966). Крупный представитель отечественной пианистической школы. 1-я премия на Международном конкурсе пианистов в Вене (1936), 3-я премия на Международном конкурсе пианистов им. Э. Изаи (Брюссель, 1938). Профессор Московской консерватории (с 1947).