Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учрежденияхСтраница 12
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психолого-педагогических экспериментов.
Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное.
Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.
Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.
Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе.
Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
УРУГВАЙ (Uruguay) , река в Юж. Америке. 2200 км, площадь бассейна 307 тыс. км2. Впадает в зал. Ла-Плата. Средний расход воды 5500 м3/с. Судоходна для морских судов от г. Пайсанду.
КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-73) , российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: "Шинель" (1926), трилогия о Максиме (1935-39) - все совместно с Л. З. Траубергом; "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги "Пространство трагедии" (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).
ЯБЛОНСКИЙ Сергей Всеволодович (р . 1924), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1968). Труды по математической логике и математическим вопросам кибернетики. Ленинская премия (1966).