Экологические проблемы городов Экологические проблемы городовСтраница 6
Среди крупных экономических районов России наиболышое число городов, негативно воздействующих на окружающую среду находится на Урале. Их здесь 27, т.е. почти каждый пятый уральский город в числе экологически весьма неблагополучных. В Центральном экономическом районе имеется 18 городов такой категории.
Удручает то, что в числе активных загрязнителей оказались крупнейшие курорты - Сочи и Пятигорск. Заслуживав внимания и тот факт, что из 140 находящихся в списке 32 города-новостройки: Ангарск, Братск, Байкальск, Амурск, Усть-Илимск, Шелехов, Набережные Челны, Невинномысск и др. Следовательно, даже когда стали, казалось бы, утверждаться экологические приоритеты, настоящей заботы об охране окружающей среды, сохранении хотя бы того что осталось, не говоря уж о средствах на улучшение ситуации проявлено не было.
Экологическое неблагополучие российских городов объясняется несколькими причинами.
Бурная индустриализация вызвала чрезмерную концентрацию промышленности в городах, создав в их функциональной структуре характерный «промышленный флюс». Распространенность устаревших, «грязных» технологий, высокая доля разной рода потерь, техническое несовершенство средств очистки усилили антропогенный пресс, коренным образом изменили климат городов. Промышленность городов создала нагрузку, намного превышающую восстановительные силы природы.
И хотя в больших городах главным загрязнителем атмосферного воздуха выступает автомобильный транспорт, размещение крупной промышленности в значительной мере определяет достаточно четко выраженную дифференциацию состояния городской окружающей среды.
Ведомственный принцип управления народным хозяйством, сделал отрасль всесильной, а город бесправным. Интересы городов и территорий отодвигались на задний план, предпочтение отдавалось узко понимаемым отраслевым интересам. Мощность предприятий размещаемых в городе, не увязывалась с локальной емкостью городского ареала. Экологическая часть программы строительства до конца не выполнялась, а производство тем не менее вводилось в строй. При господствовавшем в промышленности государственном монополизме отрасль не стремилась обновлению технологий, повышению технического уровня.
В результате экологического неблагополучия в городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.
Наиболее восприимчивыми к загрязнениям окружающей среды оказываются дети, особенно в промышленных городах. Так в Перми на расстоянии до 12 км от промышленной зоны новорожденных отмечается снижение массы тела и показателей роста, увеличение числа недоношенных детей, заболеваний у новорожденных. Эти данные в 1,5 раза выше, чем в близкорасположенных городах; суммарная заболеваемость детей - в 1,5 - 2 раза, число часто болеющих детей - в 1,2 , количество аномалий - в 5,3, дерматитов - в 3 раза. У этих детей более длительно протекает пневмония, у них чаще диагностируются аллергические заболевания органов дыхания - бронхиальная астма, астмоидный бронхит, рецидивирующие стенозы гортани (данные 1990 и 1995 гг.)[6].
УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИЕ , запись химической реакций при помощи химических формул и численных коэффициентов. В левой части уравнений химических записываются формулы исходных веществ, в правой - продуктов реакции. Коэффициенты перед формулами (т. н. стехиометрические) подбираются так, чтобы сумма атомов одних и тех же элементов была одинаковой в левой и правой частях уравнения.
ВИСКОНТИ Лукино (1906-1976) , итальянский режиссер. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Рокко и его братья" (1960). Важнейшая для Висконти тема - конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности - развита в изощренных по пластическому мастерству фильмах, посвященных проблемам художника и культуры, человека и его времени: "Гибель богов" (1969), "Смерть в Венеции" (1971), "Людвиг" (1972), "Семейный портрет в интерьере" (1974), "Невинный" (1976) и др. Спектакли в драматическом и оперном театрах.
ВОДОЕМ , постоянное или временное скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных впадинах (озера, водохранилища, пруды, копани и т. д.). В широком смысле - обозначение морей и океанов.