Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 18
Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в школе.
2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе.
Основные формы эстетического сознания опосредуют складывающееся эстетическое отношение к природе и корректируют его соответственно существующим социально – культурным традициям, однако, в зависимости от уровня общего развития личности. Кроме того, развитость эстетического восприятия, переживания оценки, вкуса, эстетических мотивов и потребностей, эстетического идеала и их более высокого обобщения – системы взглядов определяют уровни развития эстетического отношения в целом и к природе в частности. Их активизация необходима как в процессе учебного познания, так и на вне учебных и кружковых занятиях по тематике “Природа и красота”, и во внешкольных формах приобщения к природе. Но наиболее целесообразна систематическая расстановка эстетических акцентов в ходе изучения учебной темы на уроках курса биологии или в процессе ознакомления ребят с природным объектом (явлением), в общих беседах, направленных на оценку эстетических особенностей окружающей среды.
Для младших школьников, не познанная еще природа – нечто цельное, единое, вызывающее непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном опыте еще не завершено накопление “первых” ярких восприятий, наблюдений, переживаний полученных в общении с природой для каждого она открывается в особых, индивидуальных, личностно значимых жизненных обстоятельствах. Идет осмысление накопленных чувственных впечатлений, оценок, освоение знаний, начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование понятий и суждений о природных явлениях. На этом этапе непосредственные эмоционально – эстетические оценки явлений сочетаются с пробуждением интеллектуального, эстетически окрашенного чувства удивления в связи с самим актом познания, раскрытия тайн природы. Позже для формирующегося субъекта сознания – подростка уже важен и сам процесс познания, его результаты, его личностная окрашенность, вовлеченность в творческое освоение мира.
ФИДЖИ , Суверенная Демократическая Республика (Sovereign Democratic Republic of Fiji), государство в Океании, в юго-западной части Тихого ок., на островах Фиджи. 18,3 тыс. км2. Население 762 тыс. человек (1993), главным образом фиджийские индийцы и фиджийцы. Городское население св. 39% (1987). Официальный язык - английский. Верующие - христиане, индуисты, мусульмане. Административно-территориальное деление: 4 округа. Столица - Сува. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). В рельефе островов (самые крупные - Вити-Леву и Вануа-Леву) преобладают плато, пересеченные хребтами (до 1322 м высотой). Климат тропический океанический. Среднемесячные температуры 25-28 °С. Осадков от 1700 до 3500 мм в год. Влажнотропические леса, саванны. Многочисленные резерваты (лесные и комплексные). Осторва открыты А. Тасманом (1643) и Дж. Куком (1774). С 1874 английская колония. С 1970 независимое государство. Основа экономики - сельское хозяйство. Доля во внутреннем валовом продукте (1992, %): сельское хозяйство 21, промышленность 12. Главные экспортные сельскохозяйственные культуры: сахарный тростник, кокосовая пальма, бананы. Разводят крупный рогатый скот, коз, свиней. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья (рисоочистельная, маслобойная, сахарная, мясная), лесопильные и цементные предприятия. Добыча золота. Длина автодорог 4,8 тыс. км (1991). Главный морской порт - Сува. Экспорт сахара-сырца, кокосового масла, копры, золота главным образом в Австралию, Нов. Зеландию, Великобританию. Денежная единица - фиджийский доллар.
ЦЕРМЕЛО (Zermelo) Эрнст (1871-1953) , немецкий математик. Труды по теории множеств (т. н. аксиомы Цермело).
ЗАКАМСКИЕ ЛИНИИ , система оборонительных сооружений на юго-восточных окраинах Русского государства, 1-я создана в сер. 17 в. от р. Самара до г. Мензелинск, 2-я - в 30-х гг. 18 в. от р. Самара до притока Камы р. Кчуй. Заменены в сер. 18 в. Оренбургской линией.