Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 22

Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность, величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира не может не вызвать эстетического переживания у школьников.

Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов - представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии существенны и для оценки современного состояния около земного и около солнечного мира.

Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки явлений физической природы учащимися.

Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается, что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической картине мира можно считать эстетическим.

Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии” (13, 44).

Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим, звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности, целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения). Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно – кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ВАСИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612) , русский царь в 1606-10. Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И. И. Болотникова, усилил закрепощение крестьян. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ , комплекс устройств для передачи электрического тока от тяговой подстанции к железнодорожному подвижному составу.

АНДЕРСЕН-НЕКСЕ Мартин (наст . фам. Андерсен, псевд. Нексе) (1869-1954), датский писатель. Романы: "Пелле-завоеватель" (1906-10), "Дитте - дитя человеческое" (1917-21), незавершенная трилогия "Мортен Красный" (1945-48), рассказы, публицистика о датском рабочем движении. Цикл повестей "Воспоминания" (1932-39).