Экология и факторы среды Экология и факторы средыСтраница 2
- прямой радиации (27%) ,почти параллельных лучей, идущих непосредственно от Солнца и несущих наибольшую жергетическую погрузку,
- рассеянной радиации( 16%) ,лучей ,поступающих к Земли со всех точек небосвода рассеянных молекулами газов воздуха, капельками водяных паров, кристалликами льда, частицами пыли, а также отраженных вниз от облаков.
Свет – это не только жизненно важный фактор, но и лимитирующий, как на минимальном, так и максимальном уровнях.
Среди солнечной энергии, проникающей в атмосферу Земли, на видимый свет приходится около 50% энергии, остальные 50% составляют тепловые инфракрасные лучи и около 1% - ультрафиолетовые лучи. Видимые лучи состоят из лучей разной окраски и имеют разную длину волн. С участием видимого света у растений и животных протекают важнейшие процессы:
- фотосинтез
- транспирация
- фотопериодизм
- движение
- зрение у животных
- прочие процессы
Каждое место обитание характеризуется определённым световым режимом, количества и качества света.
По отношению к свету различают экологические группы растений:
- световые, обитают на открытых местах с хорошей освещённостью;
- теневые, не выносят сильного освещения, живут в постоянной тени под пологом леса;
- теневыносливые, живут при хорошем освещении, но легко переносят незначительные затенения.
Интенсивность освещения влияет на активность животных, определяя среди них виды, ведущие сумеречный, ночной и дневной образ жизни.
Освещение вызывает у растений ростовые движения, называемое фототропизмом.
Движения Земли вокруг Солнца вызывает закономерные изменения длины дня и ночи по сезонам года.
Уменьшение светового дня в конце лета ведёт к прекращению роста, стимулирует отложение запасных питательных веществ организмов, вызывает у животных осеннюю линьку, определяет сроки группирования в стаи, миграции, переход в состояние покоя и спячки. Увеличение длины светового дня стимулирует половую функцию у птиц, млекопитающих, определяет сроки цветения у растений.
ДИОДОР Тарсийский (ум . ок. 390), христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста.
ЮНКЕР Василий Васильевич (1840-92) , российский исследователь Африки. В 1876-78 и 1879-86 совершил два путешествия в Центр. Африку. Исследовал р. Уэле и водораздел между реками. Нил и Конго.
ТИНЧУРИН Карим Галиевич (1887-1947) , татарский драматург. Пьеса "Без ветрил", мелодрама "Голубая шаль" (обе 1926); в музыкальной драме "На реке Кандре" (1932) - образ сельского коммуниста. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
