Экологические проблемы современной экономики Экологические проблемы современной экономикиСтраница 9
Глобальные (межстрановые) экстерналии. В масштабах планеты данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого — экономические проблемы у других стран. Так после взрыва на Чернобыльской АЭС который произошел 26 апреля 1986 года — большое облако радиоактивных веществ выпало на территории Беларуси, Украины, западной части России несколькими крупными пятнами. В результате катастрофы 23 процента территории Республики Беларусь с 3668 населенными пунктами, были загрязнены радионуклидами с плотностью более 1 ku/ км. Загрязнение атмосферы в Великобритании в результате переноса загрязнителей приводит к появлению «мертвых озер» на севере Швеции, и как следствие выделение дополнительных затрат на охрану окружающей среды.
В более же развитых странах подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Чтобы не потерять свою долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors[1] засунула под капот современный 32-разрядный компьютер и озадачила его проблемой сохранения окружающей среды. Микропроцессорное управление системой зажигания — не новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильной промышленности программно реализован приоритет чистоты выхлопа, а не выжимания лишних «лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очередной раз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив токсичность выхлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощности двигателя. Вдохновленный результатом, коллектив инженеров и программистов начал экологическую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию в состоянии вынести. Электронный эколог под капотом бдительно следит за составом рабочей смеси, впрыскиваемой в цилиндры, и «в режиме реального времени» управляет процессом сгорания топлива. А если, несмотря на все старания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилиндрах двигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит, то наружу не выйдет: специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который, перенаправив коварную порцию выхлопа в специальный отсек, уничтожит ее там с помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель и специально разработанный каталитический дожигатель особой конструкции. Результат, как говорится, превзошел все ожидания: мощность двигателя снизилась совсем ненамного, экономичность не пострадала, а что касается выхлопа — забавно, но факт: процентное содержание в нем вредных веществ заметно меньше, чем в воздухе, которым дышат жители, например, центральных районов Лос-Анджелеса. Видимо, будет иметь смысл выводить выхлопную трубу автомобиля прямо в салон — чтоб легче дышалось. Этот достойный агрегат получил название Z-LEV (Zero Emission Vehicle), и производить его планируется . только через пару-тройку лет. А собственно, почему? Правительство штата Калифорния (США) намерено с 2003 года ввести жесткую квоту: 10% новых автомобилей, регистрируемых в штате, должны быть абсолютно экологически чистыми (имелись в виду, прежде всего, электромобили). Honda Motors нацелилась отхватить кусочек этого 10-процентного пирога и даже начала предварительные переговоры с администрацией штата на темы того, что конкретно понимать под «абсолютной чистотой» и нельзя ли как-нибудь напялить на LEVa овечью шкуру, чтоб сошел за электромобиль. А могло ведь показаться — чистой воды (или воздуха) альтруизм .
ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО (Cima da Conegliano) Джованни Баттиста (ок . 1459 - ок. 1517 или 1518), итальянский живописец. Представитель венецианской школы Возрождения. Лирические картины с мягкими нюансами света и цвета ("Крещение Христа" 1494).
ОСФРАДИЙ (от греч . osphrainomai - нюхаю, обоняю), чувствительный орган моллюсков, расположенный в мантийной полости на пути тока воды к жаберным органам. Выполняет функцию обоняния, воспринимает изменение осмотического давления.
ЧЫОНГ ТИНЬ (Truong Chinh) (1907-88) , генеральный секретарь ЦК КП Вьетнама в июле-декабре 1986, председатель Государственного совета Вьетнама в 1981-86. В 1951-56 генеральный секретарь ЦК Партии трудящихся Вьетнама. В 1956-59 секретарь ЦК Партии трудящихся Вьетнама.