Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 26
Именно от учителя зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебной работы по искусству.
Богатая природная тематика в области искусства отражена в различных программах художественного и эстетического воспитания.
Важными средствами воспитания нравственно – эстетического отношения школьников – подростков к природе (в том числе и в учебном процессе) являются: непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически – характерной определенности, углубление личного опыта эмоционального, духовного общения с природой, а так же их соотнесение с восприятием художественного отражения природы, оценка его не только как фона действий героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно интерпретированного мастером. Все это обогащает эстетическое видение природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к природе.
Было верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что можно сделать художнику – это добраться до другого человека и своим образом ландыша вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание” (34, 579).
Педагог имеет возможность вводя художественный фрагмент в урок, подчеркнуть его черты как художественного явления и вместе с тем как отражения эстетических качеств природного материала, естественных и обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).
Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе. Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах эстетических и художественных объектов, связанных с природой.
Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в развернутый, многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.
“Присутствие” искусства на уроке усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны действительности, оно углубляет и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта, требует целостного отношения, оживляет ориентировочно – оценочные процессы личности.
Таким образом, на уроках предметов естественно – научного цикла искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания) и оценки мира.
Ставится и задача формирования общения с искусством как формой художественно – образного отражения жизни и развития самой творческой активности детей (сочинения, рисунки и др.).
Можно сделать вывод о богатых возможностях как самих курсов, так и межпредметных связях между ними. При этом в решении задач эстетического и экологического образования и воспитания важную роль играет использование учителем межпредметных связей дисциплин естественно – научного и художественного циклов, а так же возрастной преемственности в формировании эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных и внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности в становлении эмоционально – ценностного отношения к природе с учетом специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности ощутима на переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы. Чрезвычайно важна роль пробуждения эстетического видения природных явлений на всех этапах развития, затем активизация эстетических эмоций и оценок восприятия художественного отражения образов природы (в средних классах) и одновременно осознание необходимости действий по сохранению природы, ее совершенствованию как реализации нравственно –эстетического идеала подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это должно найти отражение в воспитательной работе педагога, классного руководителя. Совместно с учителями биологии и литературы могут быть спланированы классные и общешкольные мероприятия, активизирующие эмоционально – эстетическое отношение школьников не только одной, но и ряда возрастных параллелей. Такими мероприятиями могут быть классные часы, экскурсии, посвященные освоению образа природы в искусстве, а так же проведение общешкольных смотров, утренников, праздников.
РУССКО-ШВЕДСКИЕ ВОЙНЫ ,..1) 1656-1658, велась Россией за выход к Балтийскому м. Началась крупными победами русских войск. Военные действия в 1657-58 шли с переменным успехом. Завершилась подписанием Валиесарского перемирия 1658 и Кардисского мира 1661...2) 1700-21, см. Северная война 1700-1721...3) 1741-43, попытка Швеции вернуть утраченные после Северной войны территории. Русские войска (командующий П. П. Ласи) и флот одержали ряд побед. Завершилась Абоским миром 1743...4) 1788-90, попытка Швеции вернуть бывшие владения в Прибалтике. Победы русского флота в Гогландском (1788) и Выборгском (1790) сражениях; неудача шведского наступления в Финляндии. Завершилась Верельским миром 1790...5) 1808-09, велась Россией за установление полного контроля над Финским и Ботническим заливами. Русские войска заняли Финляндию, Аландские о-ва, высадили десанты на шведском побережье. Завершилась Фридрихсгамским миром 1809.
ЦУСИМСКИЙ ПРОЛИВ , см. Восточный проход.
ГРЕНГАМ , остров в южной группе Аландских о-вов. Во время Северной войны 1700-21 ок. Гренгама отряд русского галерного флота под командованием генерала М. М. Голицына 27.7(7.8).1720 разбил шведскую эскадру вице-адмирала Шеблата, что ускорило заключение Ништадтского мира.