Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 31

Раскрываю образ природы картины А. Пластова “Первый снег”, К. Юона “Конец зимы, полдень”, “Мартовское солнце”, “Начало весны”, “Зимнее утро”, “Весна”, “Раскрытое окно” и другие, А. Рылова “Голубая весна”, “В голубом просторе”, “Зеленый шум”, “Лесная река”, В. Бялыницкого – Бирули “В час тишины”, “Задумчивые дни осени”, “Вечер юного мая” и многие другие.

Полноценное восприятие пейзажа, образов живой природы в искусстве помогает увидеть эстетические качества окружающей среды, прививает подросткам потребность заботы о природном мире и стремление к его посильной охране, сохранению его богатств. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.

3.2. Природа на уроках литературы.

Учителю литературы предоставляются большие возможности показать школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, в словах, звуках, красках. Это поможет подросткам мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активной словарь и речь. Литературный пейзаж может быть использован для развития у школьников идейно – нравственных, патриотических и гражданских убеждений, эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений, мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаются в работу и чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать, но и осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, что не правомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленного воздействия. Пейзаж облагораживает, “очеловечивает” чувства, но изменения в духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.

Значительное место в школьном курсе литературы занимает устное народное творчество. Уже в четвертом классе изучаются народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки. В фольклоре выработалась определенная художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство человека и природы, единство не созерцательное, но активное. Ведь природа раскрывается через трудовую деятельность человека.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35

ЗОЛОТОНОСОВ Михаил Нафтальевич (р . 1954), российский критик, литературовед. Основная сфера интересов: русская литература 20-х гг. (М. А. Булгаков, А. П. Платонов), современная русская литература. Книги: "Мастер и Маргарита" как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма" (1996); "M/Z, или Катаморан" (1996).

ЧЕКАНОВСКИЙ Александр Лаврентьевич (1833-76) , российский исследователь Сибири. По происхождению поляк. За участие в Польском восстании 1863-64 сослан в Забайкалье. В 1869-75 исследовал Приморский хр., Среднесибирское плоскогорье, реки Н. Тунгуска, Оленек, низовья р. Лена; открыл кряж, названный его именем.

СЫ-МИН (кит . повелитель судьбы), в китайской даосской мифологии бог, определяющий срок жизни людей. Представляется сидящим на троне в нефритовом дворце, со списками заслуг и грехов, совершенных людьми.