Эколого-эстетическое воспитание школьников Эколого-эстетическое воспитание школьниковСтраница 33
Наблюдения над пейзажем устного народного творчества, над верным изображением родной природы совершенствуют элементы эстетического отношения к природе, которые заложены в начальных классах. Углубляется так же понятие о прекрасном в пейзаже, которое доставляет нам наслаждение: учитель может показать школьникам, что красота заложена в самой природе, а красота в пейзаже – это изображение прекрасной природы в искусстве. Отражение прекрасных свойств природы в художественных образах характеризует творчество многих мастеров литературы и искусства.
В курсе литературы шестого класса есть возможность выявить у учащихся, как лучшие фольклорные традиции в изображении родной природы трансформировались и развивались в едино – эстетическом плане, питая творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Шолохова (“Тарас Бульба”, “Му - Му”, “Бежин луг” и другие).
Природа обычно “участвует” в развитии конфликта дает характеристику героя. Писатель стремиться показать связь природы с переживаниями человека, ее поэтичность, воспроизвести отношение героя к миру, его причастность к своей родине. При освоении в шестом классе понятия об эпическом и лирическом следует обратить внимание подростков на то, что пейзаж – наиболее яркий лирический компонент любого вида искусства.
Для углубления базы эстетического отношения с семиклассниками можно не только вести работу над содержанием пейзажа, но и рассматривать эстетическую ценность выбранных автором слов. Экспрессия каждого слова в пейзаже, подобно мазку кисти в живописи и звуку в музыке, несет в себе идейно – смысловую и эстетическую нагрузку. Н. Некрасов видит любимую и родную Русь в славной осени, в неокрепшем льде, который, “словно как тающий сахар, лежит”, в спокойном просторе освещенном лунным сиянием. Обращая внимание семиклассников на эстетическое значение слова в пейзаже, мы показываем, что художественная форма всегда соответствует идейному содержанию произведения. Не только картина природы в целом может быть развернутым и единичным образом, но и каждое слово в пейзаже несет конкретный образный смысл.
Ознакомление учащихся четвертых – седьмых классов с пейзажами отдельных произведений и отдельных писателей в определенной системе формирует основу их отношений к образам природы в литературе.
В систематическом курсе литературы (восьмые – десятые классы) эту работу целесообразно строить на широкой литературоведческой и эстетической основе в двух направлениях: сопоставлять пейзажи близких по идейно – эстетической направленности мастеров литературы; анализировать пейзаж как отражение творческого метода автора.
В классическом русском пейзаже XIX века отражены традиционные начала, характерные для этой эпохи: это образная передача эмоций и чувствований человека, свойственная фольклору; отражение мощи природной материи у Г. Державина; героическое начало в природе, характерное для творчества А. Радищева; романтическое духовное созерцание природы у В. Жуковского.
ГОРБУНОВ Сергей Петрович (1902-33) , один из организаторов советской авиационной промышленности. После окончания в 1927 Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского направлен на авиационный завод № 22 в Москве, где под его руководством был освоен серийный выпуск цельнометаллических самолетов. Погиб в авиационной катастрофе.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (естественные ресурсы) , компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов можно классифицировать: на основе их генезиса - минеральные ресурсы, биологические ресурсы (растительный и животный мир), земельные, климатические, водные ресурсы; по способу использования - в материальном производстве (в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях), в непроизводственной сфере; по исчерпаемости - исчерпаемые, в т. ч. возобновимые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновимые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды). Огромные объемы природных ресурсов, вовлекаемых в современную человеческую деятельность, обострили проблемы их рационального использования и охраны и приобрели глобальный характер.
ДАУНОРАС (Daunoras) Вацловас (р . 1937), литовский певец (бас), народный артист СССР (1986). С 1960 (с перерывами) в Литовском театре оперы и балета (ныне Литовская опера). Профессор Литовской консерватории (с 1983). 3-и премии Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (1962), Международного конкурса им. Чайковского (1966), Гран при конкурса вокалистов в Тулузе (1971).