Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 32

Первое понятие о пейзаже следует давать при изучении фольклора в четвертом классе, а в пятом расширять это понятие. Можно показать при этом пейзажи миниатюры и более развернутые картины природы, окрашенные то грустным, то жизнерадостным настроением. Самостоятельный пейзаж в устно – поэтическом народном творчестве отсутствует, он присутствует лишь как фон, на котором развертываются события. Наиболее глубокое отражение получил пейзаж в народной песне, где поется о доле народа, об отношении его к окружающему миру.

Пейзаж этот чужд пессимизма, ибо является выражением народной любви к родине. Здесь встречаются обращения к птицам, растениям, ветру, солнцу, реке, месяцу и т.п. Столь же часты приемы, переносящие на природу свойства и способности человека, а на человека признаки природы. И хотя понятие о метафоре дается только в шестом классе этот прием изображения предметов и явлений природы следует подчеркнуть уже в четвертом классе, ибо в дальнейшем курсе учащиеся часто будут встречаться с метафоричностью в изображении природы. Эта особенность объясняется близостью труженика к природе, тонким пониманием ее. Даже в тех произведениях народного творчества, в которых преобладает фантастический элемент, пейзаж связан с реальной жизнью людей и выступает как образное отражение мышления человека, стремившегося к познанию окружающегося мира.

Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствования человека, доступно подросткам. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор, силу души. Уже в четвертом классе сопоставляя пейзаж с простым, не художественным описанием природы, модно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы: в нем выражены чувства, которые вызывают у художника эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учат их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработке художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.

В пятом классе происходит дальней шее знакомство школьников с фольклором, пейзажем былин. Прежде чем показать школьникам прекрасный мир природы следует несколько расширить понятие о былинах. Былинный мир – это одновременно и сказка и действительность, вымысел и история. Это мир жизнерадостный, бодрый, верящий в будущее. Исполинские былинные характеры и масштабные события порождают могучие обобщения, художественные преувеличения. Это касается и былинного пейзажа. Воспевание героического богатырского труда и составляет идейную основу былины.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36

ЧЕРКАССКАЯ Мария (Кученей) Темрюковна (?-1569) , русская царица, вторая жена Ивана Грозного (с 1561), дочь кабардинского князя Темрюка Айдарова.

КОСМИЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ (космовидение) , передача изображений с борта и на борт космического аппарата, находящегося в космическом пространстве или на поверхности др. планеты.

ИННЕСС (Inness) Джордж (1825-94) , американский живописец. Реалистические виды американской природы ("Долина Делавэра", 1859) отличаются одухотворенностью и интересом к естественному освещению.