Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 13
В отличие от самого общества люди, входящие в него, обладают уникальной способностью мыслить, планировать, рассматривать альтернативные варианты. Тем самым они могут (и должны) влиять на судьбу будущего общества. Сегодня развитие будущего связывают с переходом к обществу информационных технологий с его всеобщей компьютеризацией. Рисуя возможности развития информационного общества, Н. Н. Моисеев отмечает, что это будет «тоталитарный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информации. Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории, но не по Гегелю и Фукуяме, а концом истории биологического вида homo sapiens».
Стратегия развития общества и выживания человечества существенным образом опирается на идеи современной синергетики. Синергетика полагает и в природе, и в обществе (внутри себя и между собой), самоорганизующиеся системы. В основе этих систем лежат гуманистические ценности и идеалы людей, которые определяют, по какому пути будет развиваться человеческое общество. Если наступает время нестабильного равновесия (даже очень небольшого), то движение самоорганизующейся системы может пойти по неожиданному пути.
Обществу, целью которого является погоня за прибылью, «можно противопоставить только одно — гуманизацию общества, высочайшую сознательность и нравственность его членов». Без гуманизации всех сфер человеческой деятельности спасти жизнь на Земле не удастся. В этой связи, по справедливому утверждению В. А. Коптюга, «роль гуманитарных и социально-экономических наук на этом этапе жизни человечества приобретает особое значение, превосходящее даже значение естественных и технических наук». Развивая эту мысль, Н. Н. Моисеев также указывает, что проблема сохранения человека на Земле — это важнейшая проблема фундаментальных знаний, но «прежде всего гуманитарных знаний, поскольку речь должна идти о поведении человека, о его способности гармонично вписаться в жизнь биосферы и воспитания в рамках определенных стандартов»21.
Человек экологический, поднимаясь все выше и выше духовно и нравственно, в своих собственных проявлениях , и действиях неограничен. Осваивая свою планету как колыбель Разума, себя как Геологическую силу, он все глубже и полнее проникает в Космос, используя столь мощный ресурс в качестве одного из вариантов выхода из экокризиса. Только человек экологический может (и должен) обеспечить сосуществование различных форм бытия, диалог с природой, ориентированно нравственную регуляцию поисков научного знания и образования, соотнесение его результатов с гуманистическими идеалами. Это, в свою очередь, полагает многообразие, полисистемное видение мира с его разнообразием, альтернативным развитием различных форм. В данном случае единство и всеединство человека, мира и природы представляют собой громадное (бесконечное) число самых разнообразных культур, связей, поисков, свобод, форм нравственных действий и поступков, но со своим собственным лицом, собственной единой доминантой, коей является сам человек. И, конечно, нужно Слово. «Нам нужно Слово! Нам нужен порыв. Не столько домик с газоном, сколько порыв. И вера в то, что у нас есть будущее. Нам необходимо найти нужное слово, способное родить порыв, способное позвать в будущее».
Экология человека — новая область знаний, это «вершинная экология», исследующая причины грозящей катастрофы и пути прорыва человека к ноосфере — единственно возможной форме достойного продолжения рода человеческого. В системе социально-гуманитарных знаний экология человека является «вершинной» философией будущего, соединяющей равновесное, коэволюционное и устойчивое развитие Природы и Общества, материальное и идеальное в человеческой деятельности. Экологическая философия призвана убедить и переориентировать человека с мертвых ценностей на ценности жизни, созидание и единение. Экология человека есть «вершинная» психология целостной личности.
ВОДОЕМ , постоянное или временное скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных впадинах (озера, водохранилища, пруды, копани и т. д.). В широком смысле - обозначение морей и океанов.
ИВАНОВ Святослав Нестерович (р . 1911), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Исследователь закономерностей размещения колчеданных месторождений. Государственная премия СССР (1949).
РЕС , в греческой мифологии фракийский царь, союзник троянцев, обладатель волшебных коней, от которых зависела неприступность Трои. Диомед и Одиссей убили Реса и захватили его коней. Миф обработан в трагедии "Рес" (4 в. до н. э.), приписываемой Еврипиду.