Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 10
Вне культуры немыслим синтез человека, природы, общества. Равно как вне 'культуры настоящее и будущее людей лишается смысла. Культура есть средство духовного восхождения и развития человека, его творчества, поскольку он (человек) творит культуру и реализует себя через эту культуру. Культура, собственно, и есть основное условие самоорганизации общества в его цивилизационных формах. Именно культура изменяет природу человека и создает объективные условия для того, чтобы эта природа раскрывалась 6onei? полно и адекватно. Причем, по замечанию А. Швейцера, страшная правда заключается в том, что «по мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни возможности процветания культуры не расширяются, а сужаются».
Культура, призванная способствовать переходу к новой форме цивилизации — цивилизации экологической — сама формируется посредством определенных знаний той или иной науки. Базируясь на знаниях законов функционирования и развития природы г общества, культура творит социально и активно проявляющегося человека. Экологическая детерминация полагает развитие научных знаний, а человек, претендующий называться экологическим, должен быть научно развитым человеком.
Экология представляет собой ту область познания, которая предполагает переориентацию развития человеческих знаний с отдельных наук на проблемы и, следовательно, на единство наук. Проблемы экологии как раз исследуются на принципе интеграции наук. Междисциплинарный подход исследования экологических проблем выражает новое качество интегрирующей силы коллективного интеллекта. Развитие всех социально-гуманитарных наук, интеграция (синтез) их отраслей и направлений, расширение их связей с естествознанием и наоборот — вот путь движения научной мысли, направленной на изучение экологических проблем вообще, экологии человека в частности. Н. Н, Моисеев проблему обеспечения коэволюции как совместного гармоничного развития Природы и Общества называл центральной проблемой теории развития ноосферы.
Известно, что без знаний, «добываемых» наукой, нет образования. Образование — основной механизм реализации знаний. Современный экологический императив требует соответствующего образования, ориентированного не только на подготовку и переподготовку «специалиста», но и на спасение жизни на Земле. Поэтому мы вправе утверждать, что человек экологический — это человек образованный.
Каждое поколение призвано к тому, чтобы встать перед лицом загадки человеческого существования, найти смысл жизни. Передача культуры составляет такой процесс, в котором одно поколение сообщает следующему понимание семейных, общественных, гражданских взаимоотношений, обычаи, традиции, ценности, верования, ответственность, язык, историю, а также технологические достижения и опыт продуктивного труда.
Ныне сложившаяся система образования закрепляет разобщенность учебных дисциплин, поскольку обучение строится по принципу расчлененности предметов. Каждый из них замкнут и не связан с другими. Только интегративные процессы в сфере научного знания, взаимодействие учебных дисциплин в системе образования могут и должны перестроить мышление учителя, ученого, вывести его на способность и готовность к творчеству, на самообразование, самовоспитание, самопознание и самовыражение личности.
ЖАЛАКЯВИЧЮС Витаутас (1930-96) , литовский кинорежиссер, сценарист, народный артист России (1980) и Литвы (1981). Фильмы: "Никто не хотел умирать" (1965), "Это сладкое слово - свобода" (1973), "Кентавры" (1979), "Извините, пожалуйста" (1983), "Воскресный день в аду" (1988) и др. Государственная премия СССР (1967).
ЯЩУР , вирусная болезнь парнокопытных животных. Симптомы: специфические образования - афты (пузыри, заполненные серозной жидкостью) на слизистой оболочке пищеварительного тракта и коже. Иногда ящуром заражается человек.
СУПЕРСТРАТ (от лат . superstratum - настланное), язык пришельцев по отношению к языку первоначального населения; следы влияния языка пришельцев на язык коренного населения (ср. Субстрат).