Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 11
Человечество все более и более начинает осознавать свою органическую связь с живой природой, считая себя ее неотъемлемой частью. Его стремления сохранить научно-технический прогресс как панацею выхода из всеобщего, системного кризиса и обеспечить общество «всеобщего благоденствия» не оправдали себя. Горизонтом научного сознания становится сам человек, в основе развития которого находится уже не «механизм образования», а характер складывающегося типа культуры. Будущее цивилизации, в которую мы стремимся попасть, будет определяться возрастанием роли человеческого культурного фактора в общественной жизни, его ведущим значением по сравнению с другими интересами.
Парадигма современного развития научного знания с ее поликонцептуальностью, альтернативностью, методологическим плюрализмом, междисциплинарным подходом, неоднозначностью постановки задач и решений требует соответствующей системы образования, которая уже не может основываться только на представлениях линейного (механистического) движения, не может ограничиться только трансляцией социального опыта, не может игнорировать культуру, не может не учитывать экологический императив. Вполне понятно, что при таком подходе экологическое образование не может (не должно) умещаться только в рамках биолого-экологических знаний. Экологический императив должен стать идеологией спасения жизни на Земле. Поэтому экологическое образование не может ограничиваться только «распространением» экологических знаний. Оно должно учитывать потенции, ориентации, мотивы, ценности человека, его думы, чувства, энергию. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на цели и смысл жизни человека на Земле. Образование как раз и есть тот самый социальный институт, который существенно влияет на формирование духовного мира человека, на диалог культур.
Диалог культур представляет собой важнейший инструмент в распространении идей культуры, в мобилизации всего того огромного гуманистического потенциала, которым располагает человечество. Вся мировая история со времен глубокой древности дает нам бесчисленное множество примеров диалога культур. В сферу этого диалога входило и формирование взаимных представлений народов, государств и отдельных личностей друг о друге. На их основе складывались определенные, часто весьма устойчивые стереотипы, ведущие либо к взаимному уважению и терпимости, либо, наоборот, к отторжению, неприятию и даже враждебности.
Диалог культур отрицает диктат, авторитаризм с чьей-либо стороны. Напротив, углубление диалога культур возможно в условиях равенства и свободы развития сторон, совершенства средств коммуникаций, численности вовлеченных в него участников. Рост культуры людей, осуществление диалога культур между ними делают реальностью претворение в жизнь диалога человека с природой, т. е. реализоваться ему как человеку экологическому.
МАУНТ-ВИЛСОНОВСКАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (Mount Wilson Observatory) , США, около г. Пасадена. Основана в 1904. Инструменты: 254- и 152-см рефлекторы и др. Исследования: физика Солнца, звезд и внегалактических объектов. В 1949 организационно объединена с Маунт-Паломарской обсерваторией.
ЧИСТИКОВЫЕ , семейство морских птиц отряда ржанкообразных. Длина тела 15-50 см. Хорошо плавают и ныряют. 22 вида, по побережьям главным образом Тихого ок., а также Сев. Ледовитого и северных частей Атлантического ок. 1 вид - бескрылая гагарка - истреблен. В России 18 видов: кайры, чистики (2 вида), конюги, тупики, топорик, гагарка и др. Гнездятся обычно колониями, образуя птичьи базары. Объект промысла.
СПЕНСЕР Эдмунд (ок . 1552-99), английский поэт. Пастораль "Календарь пастуха" (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме "Королева фей" (1590-96), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I, сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввел в английское стихосложение т. н. спенсерову строфу. Прозаический трактат "О современном состоянии Ирландии" (1633).