Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 2
Связь людей с природой — одна из сторон их воспроизводства. Вместе с тем в результате их взаимодействия образуется система общественных отношений, т. е. общество, в рамках которого и благодаря которому формируется социальная среда обитания. Люди (общества), вступая в отношения с природой, создают производство, преобразуют (опредмечивают) своей деятельностью «вторую природу», творят искусственную сферу, включая и техносферу. Тем самым создается мир материальной культуры, который нельзя сводить к системе социальных отношений. Ибо мир материальной культуры — это качество (уровень) развития окружающей человека среды.
Человек и среда его обитания немыслимы вне природы, общества, культуры, но они не тождественны последним. Среда обитания, представляя собой совокупность природных, социальных и культурных условий, составляет интегральную систему их взаимодействия (единое, развивающееся целое). Именно в данной системе модифицируются, «переплавляются» все составляющие ее компоненты, но в центре здесь находится человек. Человек в природе есть ее часть (сторона), в обществе — субъектно-объектное начало, в культуре — творец и ее творение. Человек многомерен и многокачественен. Он: живет в мире не только материально-биологическом, но и идеально-духовном, он есть продукт не только наследственности. но и социальных отношений. В нем одновременно существуют и сосуществуют природное и социальное, бытие и сознание, объективное и субъективное, материальное и духовное, общественное и индивидуальное, действительное и возможное, реально достижимое и желаемое. Все они представляют собой интегральное единство, определенный синтез того и другого, целостность с ее внутренне активной доминантой. Человек, будучи субъектом деятельности, воздействует на материальный мир, изменяет, созидает (или разрушает) его и сила его действия на материю исключительно велика. Эта сила столь могущественна, что может либо возвысить человеческий мир, либо уничтожить его. Вот почему цель экологического подхода — исследование связей и отношений между человеком и окружающей средой, между человеком и тем или иным объектом (субъектом) данной среды.
Диалектика здесь такова: человек повседневно включается в среду обитания и потому существенно влияет на ее характер. В свою очередь, деятельность и поведение человека во многом предопределяется характером той окружающей среды, в которой он живет.
В окружающей среде все ее составляющие (почва, воздух, вода) взаимосвязаны. Например, человек, производя необходимые для жизни продукты питания, по необходимости вынужден создавать и осваивать сельскохозяйственные угодия. Одновременно он должен уничтожать леса, являющиеся средоточием скопления и сохранения влаги. По мере возвышения потребностей человек интенсифицирует сельское хозяйство, истощая почвы. Уничтожение лесов и обработка почвы повышает в атмосфере содержание углекислого газа, что ведет к увеличению средней глобальной температуры воздуха у земной поверхности, т. е. к потеплению. В результате в природе образуются антропогенные (вызванные действиями человека) нагрузки. Природа с ними справляется, но лишь в определенных пределах, пока сохраняется мера. За пределами этой меры в биосфере наступают иные качественные изменения.
НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1889 , по другим данным, 1890-1950), артист балета, балетмейстер. В 1907-11 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-13 участник Русских сезонов, в 1916-17 - в труппе С. П. Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушки - "Петрушка" И. Ф. Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" К. Дебюсси, "Весна священная" Стравинского (оба в 1913), "Тиль Уленшпигель" (1916) на музыку Р. Штрауса.
ФРОСТ (Frost) Роберт (1874-1963) , американский поэт. Стихи о ломке некогда цельного сельского мира, о нравственном кризисе современной цивилизации, трагической утрате живого, гармонического контакта между человеком и природой, а также о беспредельном многообразии и конкретике жизни (сборник "К северу от Бостона", 1914; "Нью-Гэмпшир", 1923; "Неоглядная даль", 1936; "Дерево-свидетель", 1942; "На вырубке", 1962). Глубоко народная лирика Фроста - в русле англоязычной классики и фольклора.
БРОК (Broch) Олаф (1867-1961) , норвежский славист, иностранный член АН СССР (1925; иностранный член Петербургской АН с 1916). Основные труды в области восточно-славянской и сербскохорватской диалектологии, фонетики славянских языков и др. Перевод русской литературы на норвежский язык.