Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 3

Среда обитания человека — это биосфера. «Чело­век, — утверждает Н. Н. Моисеев, — элемент биосферы и может развиваться только, в развивающейся биосфере.

Этот принцип я называю принципом коэволюции челове­ка и биосферы Его выполнение — необходимое условие сохранения человека на Земле».

Биосфера имеет свои законы развития, свою внутрен­нюю самоорганизацию, благодаря которым она функци­онирует и благодаря которым в природе устанавливает­ся равновесие Последнее выступает прежде всего как следствие природных сил, как результат естественных процессов. Природа во времени бесконечна и она, рас­сматриваемая сама по себе, саморегулируема. Исключе­нием здесь могут быть природные катастрофы.

Но в мире природы живет и действует человек, кото­рый наделен разумом, чтобы понимать, и волей (актив­ностью), чтобы созидать. Деятельность человека целе­сообразна. Она (эта деятельность) многократно усили­вается все новыми и новыми достижениями. Вступая в отношения с природой, преобразуя ее, человек в своей практической деятельности воздействует на окружающую среду и использует природные ресурсы. Воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов со стороны человека и общества не всегда адаптируются к природным закономерностям. Тем самым подрывается способность природы (ее отдельных комплексов) к само­регуляции. Природа начинает работать против человека и человечества.

Длительное время в истории человечества представ­лялось, что природа в использовании безгранична, что она отдана в пользование человеку. Предполагалось, что при­рода выступает как некая произвольная сила над челове­ком. Считалось, что по мере роста производства умень­шается произвол природы и увеличивается богатство че­ловека. Человечество чаще всего развивалось за счет хищ­нического использования природных ресурсов. До неко­торого времени названные процессы были относительно незначительными, поскольку не могли привести к ради­кальным экологическим изменениям в природе. Возмож­ности последствий этих экологических изменений еще не были осознаны.

На самом деле по мере роста производительных сил, с одной стороны, увеличивались власть и могущество че­ловека над природой, расширялись его возможности в ее освоении, с другой — ухудшались и уничтожались при­родные ресурсы. С ростом знаний, с осуществлением технико-технологического процесса активное отношение че­ловека к среде обитания усиливается. Человек модифи­цирует, приспосабливает и подчиняет ее себе. Природа становится все более и более искусственной. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается, экосистема расстраивается. «Чем быстрее и всестороннее шло технологическое разви­тие, —замечает Д. Ж. Маркович, — тем больше возника­ло предпосылок нарушить экологическое равновесие в природе и меньше возможностей ее защитить».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ИРАКВСКИЕ ЯЗЫКИ , языки народностей ираку (иракв), гороа (горова, фиоме), алава (алагва) и бурунге (мбулунге) в северной Танзании. Принадлежат к кушитским языкам.

ПЕТРИ (Petri) Иоганн Христоф (1762-1851) , эстонский просветитель и публицист. Опубликовал материалы о положении эстонских крестьян, экономике, культуре Прибалтики. Противник крепостничества.

ЭГИНЕТЫ , греческие мраморные скульптуры фронтонов храма Афины Афайи на о. Эгина (ок. 510-480 до н. э.). Один из ключевых памятников перехода от архаики к классике в греческом искусстве. Хранятся в Мюнхенской глиптотеке, в начале 19 в. значительно реставрированы датским скульптором Торвальдсеном.