Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 5
В результате экологического кризиса сегодня (в конце XX — начале XXI в.) все заметнее дают о себе знать не только проблемы загрязнения окружающей среды, но и исчезновение лесов, отдельных видов фауны и флоры, дефицит ресурсов. Человечество создало искусственную индустриальную цивилизацию огромных размеров, что ведет к истощению (оскудению) естественных (природных) ресурсов. Земля только одна и ее ресурсы не безграничны. Сегодня экологическое положение в мире принимает чрезвычайно острый характер.
Одновременно происходят серьезные трансформации в структуре и характере болезней населения, вызванные антропогенными изменениями. Возрастают сердечно-сосудистые, психические болезни, возникают новые, неизвестные ранее заболевания (СПИД, рак, лучевая, аллергические болезни и др.). Под влиянием индуцированных мутаций происходят генетические изменения человеческих популяций.
Словом, на экологических параметрах общественного развития замыкается практически все содержание «очеловечивания» нашей действительности — биологической, генетической, физиологической, психической. Колоссальные изменения, связанные с угрозой окружающей среде, становятся глобальной проблемой современного мира. Время работает не на нас, а против нас. По сути ставится под угрозу само существование жизни на Земле. Совершенно понятны утверждения о возникновении в наше время экологического императива «как осознания объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми нам с ее стороны «техническими условиями», о том, что «в экологическом императиве естественнонаучное и гуманитарное образуют монолитный сплав».
Вот почему ныне в повестку дня остро встал вопрос о равновесии природы, об экологически устойчивом развитии производства в обществе, о коэволюции природы и общества, о новых подходах к человеку как к человеку экологическому, о спасении жизни на Земле. Вот почему в системе мировых приоритетов экологические проблемы вышли на первый план.
Природа и общество взаимодействуют между собой. Они представляют собой социоприродную систему, в которой предполагается саморазвитие, самоорганизация, саморазмерность функционирующих систем. Равновесие природы невозможно без соответствующего развития общества. Нарушая природное равновесие, нанося вред природе, общество лишает себя возможностей гармоничного развития. Гармоничное развитие общества, в свою очередь, немыслимо без всестороннего учета природного фактора. Взаимодействие природы и общества, их гармоничное (коэволюционное) развитие обеспечивают стабильность окружающей человека среды. Согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с требованиями окружающей среды — настояние современной эпохи.
Социоприродная система, образуемая в результате взаимодействия природы и общества и полагающая их коэволюцию, включает в себя целеполагание деятельности человека, его творческий потенциал. Тем самым она основывается на динамичных взаимоотношениях, переходах, действиях человека, общества, природы.
Равновесие в природе, коэволюция природы и общества становятся категорическим требованием устойчивого развития социальной среды. Устойчивое развитие последней полагает такую систему общественных отношений, которая в центр внимания ставит человека, его здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
САДОК ,1) устройство для сохранения в живом виде пойманной рыбы - отгороженное место в затоне, сетчатая сумка и т. п.2) Емкость для разведения рыбы в садковом рыбоводстве.3) Приспособление для ловли птиц.
ШАР (Char) Рене (1907-88) , французский поэт. На рубеже 20-30-х гг. близок к сюрреализму (сборник стихов "Молот без хозяина" 1934). Активный участник Движения Сопротивления, опыт которого - как бы пограничного бытия - обобщил в книге стихов в прозе "Листки Гипноса" (1946). Сосредоточенности бодрствующего разума сочетал с темной, до конца не расшифрованной метафористикой первичных стихий: книги стихов в прозе "Архипелаг слова" (1962), "Спящие окна и ход на крышу" (1979).
БЕРНИ (Berni) Антонио (1905-81) , аргентинский живописец. В 30-х гг. один из основоположников социального искусства "нового реализма" в Аргентине ("Полночь над миром").
