Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 5
В результате экологического кризиса сегодня (в конце XX — начале XXI в.) все заметнее дают о себе знать не только проблемы загрязнения окружающей среды, но и исчезновение лесов, отдельных видов фауны и флоры, дефицит ресурсов. Человечество создало искусственную индустриальную цивилизацию огромных размеров, что ведет к истощению (оскудению) естественных (природных) ресурсов. Земля только одна и ее ресурсы не безграничны. Сегодня экологическое положение в мире принимает чрезвычайно острый характер.
Одновременно происходят серьезные трансформации в структуре и характере болезней населения, вызванные антропогенными изменениями. Возрастают сердечно-сосудистые, психические болезни, возникают новые, неизвестные ранее заболевания (СПИД, рак, лучевая, аллергические болезни и др.). Под влиянием индуцированных мутаций происходят генетические изменения человеческих популяций.
Словом, на экологических параметрах общественного развития замыкается практически все содержание «очеловечивания» нашей действительности — биологической, генетической, физиологической, психической. Колоссальные изменения, связанные с угрозой окружающей среде, становятся глобальной проблемой современного мира. Время работает не на нас, а против нас. По сути ставится под угрозу само существование жизни на Земле. Совершенно понятны утверждения о возникновении в наше время экологического императива «как осознания объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми нам с ее стороны «техническими условиями», о том, что «в экологическом императиве естественнонаучное и гуманитарное образуют монолитный сплав».
Вот почему ныне в повестку дня остро встал вопрос о равновесии природы, об экологически устойчивом развитии производства в обществе, о коэволюции природы и общества, о новых подходах к человеку как к человеку экологическому, о спасении жизни на Земле. Вот почему в системе мировых приоритетов экологические проблемы вышли на первый план.
Природа и общество взаимодействуют между собой. Они представляют собой социоприродную систему, в которой предполагается саморазвитие, самоорганизация, саморазмерность функционирующих систем. Равновесие природы невозможно без соответствующего развития общества. Нарушая природное равновесие, нанося вред природе, общество лишает себя возможностей гармоничного развития. Гармоничное развитие общества, в свою очередь, немыслимо без всестороннего учета природного фактора. Взаимодействие природы и общества, их гармоничное (коэволюционное) развитие обеспечивают стабильность окружающей человека среды. Согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с требованиями окружающей среды — настояние современной эпохи.
Социоприродная система, образуемая в результате взаимодействия природы и общества и полагающая их коэволюцию, включает в себя целеполагание деятельности человека, его творческий потенциал. Тем самым она основывается на динамичных взаимоотношениях, переходах, действиях человека, общества, природы.
Равновесие в природе, коэволюция природы и общества становятся категорическим требованием устойчивого развития социальной среды. Устойчивое развитие последней полагает такую систему общественных отношений, которая в центр внимания ставит человека, его здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
ФРАНЦЕВ Владимир Андреевич (1867-1942) , российский историк, академик АН СССР (1928). Труды по славяноведению. Репрессирован в кон. 1930-х - нач. 1940-х гг.
ЭСХИЛ (ок . 525-456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, "отец трагедии". Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой "меры". Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия "Орестея"; "Семеро против Фив"). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей ("Прикованный Прометей"), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.
МИЛЬДЬЮ , ложная мучнистая роса винограда.
