Экология человека - путь к спасению жизни на Земле Экология человека - путь к спасению жизни на ЗемлеСтраница 7
Равновесие в природе, коэволюция природы и общества, устойчивое развитие социальной среды (включая и эколого-экономическое развитие) — составляющие стороны единого, неделимого процесса — процесса глобального, исключительно сложного, по своим масштабам гигантского и грандиозного. Эти составляющие стороны представляют собой не простое их сложение, а интегрированное целое, в котором одно не существует без другого, порождая гармонию или нарушая ее.
Установление гармонии указанных составляющих в природе и обществе, между природой и обществом способствует росту народонаселения. Напротив, отсутствие такой гармонии дестабилизирует рост и здоровье населения мира.
Многие авторы утверждают, что наша планета имеет предел роста населения, что энергопотребление и мировое производство пищи растут, а природные ресурсы ограничены. Поэтому необходимо прекратить нанесение ущерба окружающей среде. По их мнению, "вопрос жизни человека на Земле — всего лишь вопрос времени.
Другие авторы полагают, что сама постановка вопроса о «физических пределах роста» в значительной мере лишена смысла, что все природные ресурсы либо не ограничены, либо эти ресурсы можно расширить, использовать более целесообразно, либо их преобразовать.
Время покажет, которая из этих позиций окажется более верной. Но совершенно очевидно, что первопричиной гармоничного (или, наоборот, кризисного) развития природы и общества является не экономика, как считают многие ученые, а сам человек. Всякие изменения в воздушном бассейне, климате, водных ареалах, почве всегда есть следствие разрушения биосферы. Самая страшная правда — разрушение атмосферы, а самая разрушительная сила атмосферы — человек «Поскольку природа сама по себе, — замечает А. С. Мамзин, — есть некая самосовершающаяся гармония, она не содержит в себе коллизий и противоречий. Источник таковых — сам человек».Именно человек, наделенный разумом, нормальной психикой, способностью к творчеству и восприятию знаний, в своих преобразовательных действиях воздействует на биосферу и сам становится мощной геологической силой. Человек (человечество) может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Глобальный экологический кризис, который сегодня развертывается стремительно, во многом оказался возможным благодаря мощному, не всегда умелому вмешательству человека в биосферу.
В то же время мозг и сознание человека неисчерпаемы. Неисчерпаемы и его возможности к самопостижению, самосохранению и к осуществлению экологически безопасной деятельности, что, в свою очередь, предполагает культурное, духовное и гуманистическое развитие человека. Экологически безопасная деятельность человека сегодня — ответ на возникший экологический императив. Общество до настоящего времени во всех своих проявлениях зациклилось на экономической доктрине, на доктрине «человека экономического». Между тем оно должно сменить парадигму своего развития, перейти от традиционно экономической парадигмы к экологической, в центре которой становится уже не экономический, а экологический человек.
И это понятно. Ибо мы живем в эпоху, когда человечество охватывает в бытии планеты всю Землю. Теперь биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу. «Человек, — утверждает В. И. Вернадский, — своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — перерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу». Ноосфера есть единство природы и общества, но такое их единство, в котором человек с его Разумом и Деятельностью является доминантой; он сам становится геологической силой в эволюционном процессе. Это значит, что теперь человек становится ответственным за все то, что миллионы лет регулировала сама Природа. Теперь становление ноосферы, сосуществование и соразвитие природы и общества предполагает возрастание роли и ответственности каждого отдельного человека и во многом зависит от степени его развития, развития человеческого разума. «Без вмешательства Разума без его направляющего начала, — пишет Н. Н. Моисеев, — человечеству уготована деградация». Поэтому процесс перехода от технико-экономической парадигмы к духовно-экологической ориентации требует переориентации сознания, которая порождает существенные изменения в стереотипе поведения людей, в формах хозяйствования.
ФЕДОРЧЕНКО Софья Захаровна (1880-1959) , русская писательница. Автор документальной книги записей "Народ на войне" (ч. 1, 1917, ч. 2, 1925, ч.3, 1983; переиздана в 1990).
ПАУЛЬ (Paul) Герман (1846-1921) , немецкий языковед-германист, один из теоретиков младограмматизма, исследователь истории германских языков, автор словаря и грамматики немецкого языка.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН , документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет.