Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Экология человека - путь к спасению жизни на Земле
Страница 7

Равновесие в природе, коэволюция природы и обще­ства, устойчивое развитие социальной среды (включая и эколого-экономическое развитие) — составляющие сто­роны единого, неделимого процесса — процесса глобаль­ного, исключительно сложного, по своим масштабам ги­гантского и грандиозного. Эти составляющие стороны представляют собой не простое их сложение, а интегри­рованное целое, в котором одно не существует без дру­гого, порождая гармонию или нарушая ее.

Установление гармонии указанных составляющих в природе и обществе, между природой и обществом спо­собствует росту народонаселения. Напротив, отсутствие такой гармонии дестабилизирует рост и здоровье насе­ления мира.

Многие авторы утверждают, что наша планета имеет предел роста населения, что энергопотребление и миро­вое производство пищи растут, а природные ресурсы ог­раничены. Поэтому необходимо прекратить нанесение ущерба окружающей среде. По их мнению, "вопрос жизни человека на Земле — всего лишь вопрос времени.

Другие авторы полагают, что сама постановка вопро­са о «физических пределах роста» в значительной мере лишена смысла, что все природные ресурсы либо не ог­раничены, либо эти ресурсы можно расширить, исполь­зовать более целесообразно, либо их преобразовать.

Время покажет, которая из этих позиций окажется бо­лее верной. Но совершенно очевидно, что первопричиной гармоничного (или, наоборот, кризисного) развития при­роды и общества является не экономика, как считают многие ученые, а сам человек. Всякие изменения в воз­душном бассейне, климате, водных ареалах, почве все­гда есть следствие разрушения биосферы. Самая страш­ная правда — разрушение атмосферы, а самая разруши­тельная сила атмосферы — человек «Поскольку приро­да сама по себе, — замечает А. С. Мамзин, — есть некая самосовершающаяся гармония, она не содержит в себе коллизий и противоречий. Источник таковых — сам че­ловек».Именно человек, наделенный разумом, нормаль­ной психикой, способностью к творчеству и восприятию знаний, в своих преобразовательных действиях воздей­ствует на биосферу и сам становится мощной геологи­ческой силой. Человек (человечество) может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Гло­бальный экологический кризис, который сегодня развер­тывается стремительно, во многом оказался возможным благодаря мощному, не всегда умелому вмешательству человека в биосферу.

В то же время мозг и сознание человека неисчерпае­мы. Неисчерпаемы и его возможности к самопостижению, самосохранению и к осуществлению экологически безо­пасной деятельности, что, в свою очередь, предполагает культурное, духовное и гуманистическое развитие чело­века. Экологически безопасная деятельность человека сегодня — ответ на возникший экологический императив. Общество до настоящего времени во всех своих проявле­ниях зациклилось на экономической доктрине, на доктри­не «человека экономического». Между тем оно должно сменить парадигму своего развития, перейти от тради­ционно экономической парадигмы к экологической, в цен­тре которой становится уже не экономический, а экологи­ческий человек.

И это понятно. Ибо мы живем в эпоху, когда человече­ство охватывает в бытии планеты всю Землю. Теперь биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу. «Человек, — утверждает В. И. Вернадский, — своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — пе­рерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу». Ноосфера есть единство природы и обще­ства, но такое их единство, в котором человек с его Разу­мом и Деятельностью является доминантой; он сам ста­новится геологической силой в эволюционном процессе. Это значит, что теперь человек становится ответствен­ным за все то, что миллионы лет регулировала сама При­рода. Теперь становление ноосферы, сосуществование и соразвитие природы и общества предполагает возрас­тание роли и ответственности каждого отдельного чело­века и во многом зависит от степени его развития, разви­тия человеческого разума. «Без вмешательства Разума без его направляющего начала, — пишет Н. Н. Моисеев, — человечеству уготована деградация». Поэтому процесс перехода от технико-экономической парадигмы к духов­но-экологической ориентации требует переориентации сознания, которая порождает существенные изменения в стереотипе поведения людей, в формах хозяйствования.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ФЕДОРЧЕНКО Софья Захаровна (1880-1959) , русская писательница. Автор документальной книги записей "Народ на войне" (ч. 1, 1917, ч. 2, 1925, ч.3, 1983; переиздана в 1990).

ПАУЛЬ (Paul) Герман (1846-1921) , немецкий языковед-германист, один из теоретиков младограмматизма, исследователь истории германских языков, автор словаря и грамматики немецкого языка.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН , документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет.